КБ химической автоматики

1937-1940: экспериментальная группа в ЦИАМе
1940-1941: КБ–2 Московского АКЗ №33
1941-1946: ОКБ завода №296 (ОКБ-296)
1946-1946: ОКБ завода №265 (ОКБ-265)
1946-1957: ОКБ завода №154 (ОКБ-154)
1957-1965: Государственное союзное ОКБ-154 (ОКБ-154)
1965-1992: КБ химической автоматики (КБХА)
1992-н.вр.: ОАО «КБХА имени Косберга»

источники:
[1] юбилейный рекламный проспект «КБХА — 60 лет»
[2] сайт КБХА
[3] сайт «Воронеж – XXI веку» (ссылка более недействительна)


Инженерный корпус КБХА [1]

   Конструкторское бюро химической автоматики (КБХА) — одна из ведущих организаций России, внёсшая значительный вклад в развитие авиационной и космической техники и освоение космоса. Здесь разработано более 50 наименований ЖРД для РН («Луна», «Восток», «Молния», «Восход», «Союз», «Протон», «Энергия» и др.) и для ракет стратегического назначения сухопутного и морского базирования (УР-100К, УР-100Н, Р-36М, Р-29РМ и др.) генеральных конструкторов С. П. Королёва, Д. И. Козлова, В. Н. Челомея, М. К. Янгеля, В. П. Макеева и др. Значительное количество двигателей КБХА успешно эксплуатируется и в настоящее время.
   Пуски ракет различного назначения обеспечили более 6000 ЖРД КБХА, изготовленных в опытном производстве КБХА и в производстве семи серийных заводов страны.

1937-1940. ЦИАМ

   В 1937 г. в ЦИАМе из молодых инженеров, разрабатывавших для авиационных моторов агрегаты непосредственного впрыска топлива (АНВ) в цилиндры была создана экспериментальная группа. Уже в 1938 г. конструкторская бригада этой экспериментальной группы под руководством талантливого инженера С. А. Косберга разработала авиационный топливный насос непосредственного впрыска, характеристики которого превосходили лучшие зарубежные аналоги.

1940-1941. КБ-2 МАКЗ №33

   В июле 1940 г. на Московском авиационном карбюраторном заводе (МАКЗ) №33 создается конструкторское бюро (КБ-2) по разработке АНВ для авиационных моторов нового поколения. Начальником КБ и заместителем главного конструктора завода назначается Семён Ариевич Косберг. В предельно сжатые сроки КБ разработало 14-плунжерный агрегат непосредственного впрыска HБ-3.

1941-1946. ОКБ-296

   Приказом Народного комиссара авиационной промышленности №1066 от 13.10.1941 г. КБ-2 МАКЗ №33 было преобразовано в «…опытно-конструкторское бюро для организации основной базы по производству агрегатов непосредственного впрыска на базе завода №296». Главным конструктором ОКБ и завода был назначен С. А. Косберг. Этим же приказом новое ОКБ (29 человек) было эвакуировано из Москвы в Новосибирскую область (г. Искитим, небольшой районный центр на берегу реки Бердь в 50 км к юго-западу от Новосибирска; ныне — г. Бёрдск).
   В сложнейших бытовых и производственных условиях, специалисты ОКБ за короткий срок сумели создать и отработать АНВ, а завод приступил к подготовке производства для изготовления агрегата НБ-3У. В 1942 г. агрегат НБ-3У в составе авиационного мотора М-82 успешно прошёл заводские испытания, летные испытания на самолете Су-2 и с сентября 1942 г. завод начал его серийное изготовление.
   Летные испытания показали, что замена карбюратора агрегатом НБ-3У дала прирост мощности мотора М-82 на ~70 л.с. при значительном снижении удельного расхода топлива. Это значительно повысило ЛТХ самолетов Ла-5, Ла-7, Ту-2, Ту-2Д — скороподъемность, маневренность, скорость, дальность полета, что обеспечило им преимущество над немецкими боевыми самолетами.
   Параллельно велись работы по созданию агрегата HБ-8 с регулятором рабочей смеси, позволяющим создавать барабанные и рядные агрегаты HВ для штурмовиков серии Ил-1 и Ил-2. В это же время началось формирование экспериментальной базы, где испытывались одноплунжерные топливные насосы ОH-1 и ОH-2.
   АНВ для авиационных моторов, созданные в ОКБ, позволили русской авиации к концу 1943 г. превзойти немецкую авиацию по техническим характеристикам и обеспечить русским самолётам господство в воздухе до конца второй мировой войны. Практически все основные разработчики авиационных моторов (генеральные и главные конструкторы А. А. Микулин, В. Я. Климов, А. Д. Швецов, В. А. Добрынин, М. Р. Флисский, П. А. Колесов, А. Г. Ивченко и другие) на всех своих моторах стали применять аппаратуру НВ. Зарубежные конструкторы авиамоторостроения также стали переходить на агрегаты непосредственного впрыска, зачастую копируя разработки «неизвестных» русских специалистов.
   В период с 1946 по 1952 г. специалистами ОКБ разработано около 50 вариантов АНВ и их модификаций.

1946-1957. ОКБ-265, ОКБ-154

   В апреле 1946 г. ОКБ было перебазировано в Воронеж на производственные площади завода №265 МАП и получило наименование ОКБ завода №265 (ОКБ-265; завод №265 НКАП был основан в марте 1943 г. на производственной площади авиамоторного завода №16, эвакуированного в начале войны в город Казань и производил ремонт моторов для фронтовой авиации). Приказом МАП №339 от 30.05.1946 г. завод №265 был переименован в завод №154, а ОКБ С. А. Косберга — в ОКБ завода №154 (ОКБ-154).
   Это время совпало с началом развития реактивной авиации, поэтому предприятие, наряду с продолжением работ по агрегатам НВ, начало разработку различных агрегатов для турбореактивных и турбовинтовых двигателей. За период 1946-1954 гг. было разработано около 80 наименований агрегатов — топливные форсунки, масляные флюгерные насосы, топливные фильтры, регуляторы подачи топлива, системы управления и регулирования и др. Одной из последних разработок (1950-1953 гг.) в этом направлении было создание газотурбинных пусковых стартеров, работающих на твердом и жидком однокомпонентном топливе, для мощных турбореактивных и турбовинтовых двигателей. Стартёры включали в себя ряд основных агрегатов ЖРД — газогенератор, турбину, насосы, органы управления и регулирования. Используя опыт разработки стартеров на жидком топливе, с середины 50-х гг. КБ приступило к разработке ЖРД.
   Первые ЖРД разрабатывались как дополнительные силовые установки для самолётов.
   В 1954-1957 гг. КБХА выполнило разработку, изготовление и отработку опытных двигателей Д-154, Д-1, Д-7 для снаряда «воздух-воздух» К-7 главного конструктора И. И. Торопова и двигателей для истребителей-перехватчиков А. И. Микояна (Е-50А, ЖРД РД-0100 и РД-0101), А. С. Яковлева (Як-27В, РД-0102), П. О. Сухого (Т-3 и П-1, РД-0103).
   Все разработки ОКБ в этом направлении по техническим характеристикам превосходили зарубежные аналоги.
   Особое место в ряду разработанных за этот период двигателей занимает РД-0102, в котором впервые в стране в качестве горючего вместо спирта использовался керосин, а в качестве командного элемента системы управления — воздух вместо азота. Это был один из первых двигателей, газогенератор которого работал на основных компонентах топлива. При его изготовлении были широко применены новые технологические приемы, автоматическая аргонодуговая сварка, пайка твердыми припоями, гидроштамповка.

1957-1965. ГСОКБ-154

   Успехи в создании ЖРД привели к тому, что приказом МАП №29 от 08.08.1957 г. ОКБ при заводе №154 было преобразовано в самостоятельное Государственное союзное ОКБ-154 с поручением ему работ по созданию ракетных ЖРД.
   В 1957 г. ОКБ, опираясь на опыт, приобретенный при разработке двигателей РД-0100, РД-0101, РД-0102, приступило к созданию двигателей открытой схемы на самовоспламеняющихся компонентах топлива (окислитель АК-27И, горючее ТГ-02) для зенитных управляемых ракет.
   Первым ракетным ЖРД, созданным ОКБ-154, стал двухкамерный РД-0200, созданный в 1957 г. для II ступени ЗУР 5В11 генерального конструктора С. А. Лавочкина. ЖРД РД-0201 разрабатывался для третьей ступени ЗУР В-1100 генерального конструктора П. Д. Грушина.
   Работы велись совместно с ОКБ главного конструктора А. М. Исаева. Для проведения отработки двигателя недалеко от Воронежа было срочно начато строительство испытательного стенда, который положил начало созданию одного из крупнейших в отрасли испытательных комплексов ЖРД.
   Успешные работы ОКБ-154 укрепили его авторитет и привлекли внимание С. П. Королёва. Началом работ, связанных с освоением космоса, послужила деловая встреча С. А. Косберга и С. П. Королёва 10.02.1958 г. Результатом этой встречи явилась совместная разработка в 1958-1959 гг. кислородно-керосинового ЖРД открытой схемы РД-0105 для III ступени РН 8К72 «Луна». Разработка и изготовление уникального по тому времени двигателя были осуществлены в рекордно короткий срок — за 9 месяцев. Это был первый в истории космической техники ЖРД, предназначенный для использования в условиях космоса.
   На базе РД-0105 для III ступени РН «Восток» был разработан ЖРД РД-0109. С помощью этого двигателя решены исторические задачи освоения космического пространства – вывод на околоземную орбиту КК «Восток» с Ю. А. Гагариным на борту, всех последующих одноместных КК «Восток», а также различных спутников оборонного и научного назначения.
   В конце 1950-х гг. назрел вопрос создания взамен ракеты Р-7/Р-7А более мощной и защищенной боевой стратегической ракеты второго поколения. В конкурсе участвовали ракеты Р-9 (проект ОКБ-1 С. П. Королёва) и Р-16 (проект ОКБ-576 М. К. Янгеля). Для II ступени ракеты Р-9 в 1959-1962 гг. был разработан кислородно-керосиновый двигатель РД-0106. Высокие энергетические характеристики, удобная компоновка в сочетании с относительно небольшим размером по высоте, простота в эксплуатации, отработка, проведенная в ходе наземных и летных испытаний, стали основанием для разработки на базе данного ЖРД ряда двигателей для космических ракет С. П. Королева.
   Бурное развитие космонавтики в конце 1950-х – начале 1960-х гг. потребовало создания более мощной РН для вывода на орбиту объектов массой до 7000 кг. В ОКБ-1 С. П. Королёва последовательно были созданы РН «Молния», «Восход» и «Союз», для третьих ступеней которых базе РД-0106 ОКБ-154 разработало двигатели РД-0107, РД-0108 и РД-0110. К началу XXI века РД-0110 были использованы в более, чем 1370 запусках РН с суммарной наработкой в полете 322 000 с.
   В начале 1960- гг. создание новых МБР потребовало существенного повышения энергетических характеристик и эксплуатационных качеств разрабатываемых ЖРД. Создание таких двигателей началось в КБХА в 1961 г.; первыми разработками в 1961-1964 гг. были ЖРД РД-0203 и РД-0204 для I ступени МБР УР-200 и ЖРД РД-0206 и РД-0207 для II ступени этой же ракеты. Это были первые в мире ЖРД на высококипящих компонентах топлива АТ+НДМГ, выполненные по принципиально новой схеме с дожиганием генераторного газа. Применение этой схемы позволило сразу более чем в 2 раза увеличить давление в камере – до 150 кгс/см2 вместо 70 кгс/см2 в двигателях открытых схем – и исключить потери удельного импульса тяги на привод турбины ТНА. Мощные, высокоэкономичные двигатели, созданные в короткий срок, прошли наземную отработку и этап летных испытаний и послужили основой для всех последующих разработок.
   Очередным этапом в развитии отечественной космонавтики стало создание МБР УР-500 генерального конструктора В. Н. Челомея. Эта МБР должна была использоваться также как «глобальная ракета» и РН, но к началу ЛКИ осталась в виде «чистой» РН и при первом пуске получила открытое наименование «Протон». В 1962 г. КБХА было привлечено к разработке ЖРД для II ступени УР-500 и создало ЖРД РД-0208 и РД-0209, работающие по схеме с дожиганием окислительного генераторного газа. В качестве прототипа был использован двигатель РД-0206.
   Более мощной РН стала трехступенчатая УР-500К «Протон-К», для второй ступени которой были разработаны ЖРД РД-0210 и РД-0211, а для третьей ступени – ДУ РД-0212 (маршевый двигатель РД-0213 и рулевой РД-0214). Созданные специалистами КБХА уникальные, не имеющие аналогов, ЖРД РД-0210…0214 с высокими энергетическими и эксплуатационными характеристиками эксплуатируются по настоящее время. К настоящему времени проведены уже более 250 запусков «Протонов».
   В 1963 г. ОКБ В. Н. Челомея приступило к созданию новой, ампулизированной МБР УР-100, для первой ступени которой КБХА в 1963-1966 гг. разработало двигатели РД-0216 и РД-0217.
   В начале 1960-х гг. для тяжёлой РН разрабатывался ЖРД РД-0215.

1965-1992. КБХА

   В 1965 г. предприятие было переименовано в Конструкторское бюро химической автоматики (КБХА).
   В 1965 г. КБХА приступило к разработке ЯРД РД-0410 и РД-0411. Двигатели предназначались для космических аппаратов при освоении дальнего космоса. Двигатель-прототип РД-0410 выполнен по замкнутой схеме и имеет высокую экономичность (удельный импульс тяги в пустоте 910 кгс·с/кг). Ядерный реактор выполнен по гетерогенной схеме — в его конструкции реализован принцип блочного построения, что позволило вести раздельную отработку урансодержащих (тепловыделяющих) сборок и собственно реактора. Проведены комплексные натурные испытания «холодного» двигателя на номинальной мощности в НИИхиммаш, а также серия огневых натурных испытаний реактора на Семипалатинском ядерном полигоне.
   Результаты работ по созданию ЯРД РД-0410 были использованы при разработке ТНА двигателя РД-0120, а также послужили основой при разработке многорежимных ядерных энергодвигательных установок для космических аппаратов.
   В это же время для разгонного блока челомеевского лунного комплекса был разработан однокамерный ЖРД многократного включения РД–0221, выполненный по схеме с дожиганием окислительного генераторного газа.
   В 1966-1971 гг. для орбитальной станции «Алмаз» создан двигатель РД-0225 многократного (до 100 раз) включения с длительным (до двух лет) пребыванием на орбите.
   В 1967 г. КБХА было привлечено к разработке ДУ РД-0228 для II ступени МБР второго поколения Р-36М генерального конструктора М. К. Янгеля. ДУ на компонентах АТ+НДМГ разрабатывалась на базе ДУ РД-0212, однако была значительно мощнее и отличалась условиями эксплуатации в составе ступени. Серийное производство ДУ началось в 1975 г.
   В 1968-1970 гг. для стартовой разгонной ступени крылатой ракеты «Гранит» морского базирования создан ЖРД РД–0231, выполненный по схеме с дожиганием.
   Накопленный опыт разработки двигателей послужил основой для проведения проектных работ по двигателям нового поколения с более высоким давлением в камере сгорания. Первыми двигателями этого поколения, созданными КБХА в 1969-1974 гг., явились ЖРД для МБР УР-100Н: РД-0233 и РД-0234 для I ступени, РД-0235 и РД-0236 для II ступени и РД-0237 для ступени разведения. При проектировании этих двигателей был проведен ряд мероприятий по исключению возможных дефектов, эффективность которых была подтверждена всем ходом экспериментальной отработки.
   В начале 1970-х гг. КБХА приступило к разработке непрерывных газодинамических CO2-лазеров (ГДЛ) большой мощности, работающих по принципу преобразования тепловой энергии активной газовой среды, полученной при неравновесном расширении в сверхзвуковой сопловой решетке, в электромагнитное излучение. Было создано семейство стендовых образцов ГДЛ с мощностью излучения от 10 до 600 кВт, а также бортовой космический ГДЛ РД-0600, работающие на газообразных компонентах топлива. ГДЛ РД-0600 прошел полный цикл стендовой отработки на специальном стенде с оптической трассой.
   Особое место в деятельности предприятия заняла разработка в 1976-1987 гг. самого мощного в стране однокамерного кислородно-водородного ЖРД РД-0120 для II ступени РН «Энергия».
   По своей надежности, энергомассовым характеристикам, уровню достигнутых параметров, ресурсу работы и многократности включения, новизне конструкторских и технологических решений, применяемым материалам двигатель РД-0120 превосходит все ранее созданные ЖРД подобного типа и не уступает, а по ряду параметров превосходит лучшие мировые образцы. Эта разработка наиболее значима по сложности и новизне технических решений.
   Создание этого мощного двигателя с высокими энергетическими параметрами, работающего на криогенных компонентах топлива, потребовало решения целого ряда научных, конструкторских и технологических проблем, организации нового производства со специальным оборудованием, поиска и отработки новых, не имеющих аналогов, материалов, создания новой экспериментальной базы. Были решены проблемы испытаний двигателя, многоразового включения, разработаны новые средства измерения, созданы системы аварийной защиты, контроля технического состояния и диагностирования двигателя.
   Проведенная на самом высоком уровне отработка двигателя, достигнутые значения параметров, высокая надежность, экологическая чистота применяемого топлива являются основанием для использования двигателя РД-0120 в перспективных ракетах-носителях, а также при разработке на его основе двигателей нового поколения XXI века.
   В 1977-1983 гг. КБХА создало двигатель РД-0242 для стартовой разгонной ступени ракеты морского базирования. При создании двигателя специфика его эксплуатации требовала решения ряда новых задач, включая одноступенчатый запуск при внешнем повышенном давлении, обеспечение антикоррозийной защиты путем создания специальных покрытий, смазок и сокращения числа разъемных соединений, а также обеспечение безопасности при транспортировке уже заправленного двигателя. РД-0242 успешно прошел все виды испытаний, которые подтвердили его высокую эксплуатационную надежность.
   В 1977 г. КБ машиностроения В. П. Макеева начало разработку БРПЛ Р-29РМ с высокими техническими и эксплуатационными характеристиками. КБХА взялось за сложную задачу создания ДУ I ступени РД-0243 с предельными техническими характеристиками. Для достижения максимальной эффективности были реализованы:
   – высокое давление в камере сгорания основного двигателя;
   – замкнутая схема рулевого двигателя;
   – размещение («утопление») двигателей в баке горючего.
   Тщательная конструкторская, технологическая и экспериментальная отработка двигателя позволила уверенно провести лётные испытания, внедрить его в серийное производство и в 1983 г. сдать в эксплуатацию. По своим энергомассовым характеристикам ДУ РД-0243 является наиболее совершенным из всех существующих двигателей своего класса.
   В 1983 г. в КБЮ под руководством В. Ф. Уткина начата разработка модернизированной, самой мощной МБР Р-36М2. Создание новой, более мощной, ДУ II ступени, было поручено КБХА. С целью сокращения времени разработки и снижения затрат, совместно с КБЮ было принято решение форсировать по тяге на 10% ДУ РД-0228 от II ступени МБР Р-36М и разместить («утопить») её в баке горючего. Такое решение потребовало внедрения серьезных конструктивных, технологических, производственных и эксплуатационных мероприятий. Эти мероприятия были внедрены, подтверждены в ходе наземной и летной отработки, а также при длительном хранении и эксплуатации. ДУ сдана в эксплуатацию в 1989 г.
   В 1990 г. для перспективных многоразовых систем большой тяги и высокой экономичности на базе РД-0120 был выпущен эскизный проект двигателя РД-0122.

1992-н.вр. ОАО «КБХА имени С. А. Косберга»

   В 1992 г. предприятие получило наименование «ОАО «КБХА имени С. А. Косберга».
   Коллектив КБХА, располагающий большим конструкторским заделом, высококвалифицированными кадрами ученых (6 д.т.н., более 50 к.т.н.), конструкторов, технологов, рабочих, экспериментаторов продолжает успешно трудиться над созданием новых образцов ракетных двигателей и энергетических установок.
   С 1993 г. ведется разработка кислородно-керосинового ЖРД РД-0124 для III ступени РН «Союз-2». Двигатель РД-0124 разрабатывается взамен РД-0110, имеет практически одинаковые с ним габаритно-стыковочные размеры и массовые характеристики, но отличается значительно более высокими параметрами, находящимися на уровне лучших разработок ЖРД данного класса. Проведенная серия успешных стендовых испытаний подтвердила соответствие основных параметров требованиям ТЗ.
   В 1998 г. КБХА проработало возможность использования двигателя РД-0124 для II ступени РН «Ангара-1.2» и для III ступени РН «Аврора». Основными отличиями от требований к базовому двигателю являются изменение времени работы двигателя на главной и конечной ступени тяги, двукратное включение в полете. По результатам работ выпущен технический проект двигателя РД-0124А (для РН «Ангара») и эскизный проект по двигателям РД-0124Р и РД-0124Д (для РН «Аврора»).
   В 1993-1998 гг. на предприятии в инициативном порядке проведен достаточно большой объем проектных, расчетно-исследовательских и экспериментальных работ по созданию на базе двигателя РД-0120 трехкомпонентного двухрежимного двигателя с компонентами жидкий кислород, жидкий водород, керосин. На первом режиме двигатель работает на кислороде и керосине с небольшой добавкой водорода, на втором – на кислороде и водороде. Основанием для ведения работ явились исследования и рекомендации ведущих российских и зарубежных НИИ и фирм, которые показывают экономическую целесообразность применения на перспективных РН, особенно одноступенчатых, двухрежимных трехкомпонентных двигателей.
   В результате проведенных работ впервые в практике создания ЖРД был разработан трехкомпонентный двухрежимный газогенератор, который успешно прошел стендовые испытания в КБХА и в составе двигателя-демонстратора РД-0750Д в НИИхиммаш.
   Для создания опережающего задела перспективных ЖРД с 1994 г. в КБХА проводились работы по повышению энергетических характеристик. С этой целью разработаны модель камеры с регулируемым критическим сечением, смесительная головка с изменением в процессе работы соотношения компонентов с km=15 до km=4, и проведены их огневые испытания.
   С 1994 г. КБХА по ТЗ ЦИАМ им. Баранова разрабатывает экспериментальный осесимметричный ГПВРД 58Л, предназначенный для исследования рабочих процессов горения водородного топлива в условиях полета при скоростях М = 3,0…6,5 и высотах от 20 до 35 км. Двигатель работает на жидком водороде, который проходит через тракт охлаждения камеры сгорания и затем попадает в зоны горения. Камера сгорания кольцевая, трехзонная. В первой зоне сгорание водорода происходит в дозвуковом потоке воздуха, в двух других – в сверхзвуковом. Камера сгорания полностью спроектирована и изготовлена в КБХА, при этом были реализованы оригинальные конструкторско-технологические решения. В 1998 г. ГПВРД успешно прошел летные испытания в составе гиперзвуковой летающей лаборатории «Холод». Двигатель был включен при скорости полета М = 3, в конце полета скорость достигла М = 6,47. Впервые в мире сгорание водорода в камере происходило в сверхзвуковом потоке. Двигатель полностью и без замечаний отработал по программе испытаний.
   В 1995 г. была начата НИР «Ястреб» по созданию безгенераторных кислородно-водородных ЖРД для перспективных разгонных блоков и межорбитальных буксиров, определившая облик двигателя, его характеристики и закончившаяся выпуском технического предложения. На основании проведенных работ РКК «Энергия» выдало ТЗ на разработку двигателя, который был рассмотрен в двух вариантах: РД-0126 с камерой, имеющей традиционное сопло Лаваля и РД-0126Э с камерой, имеющей тарельчатое сопло и щелевое критическое сечение.
   Двигатель РД-0126Э имеет ряд преимуществ по сравнению с ЖРД традиционной схемы:
   – более высокое значение удельного импульса тяги в пустоте при одинаковой длине;
   – меньшая масса при одинаковых значениях удельного импульса тяги;
   – возможность получения высоких значений температуры горючего в тракте охлаждения, что позволяет использовать его в качестве рабочего тела для вращения турбины ТНА;
   – возможность проведения испытаний высотных двигателей в земных условиях без газодинамической трубы.
   В 1995 г. по заказам Министерства атомной энергетики КБХА разработало концептуальные проекты двух- и трехрежимных ЯЭДУ, на энергетических режимах работы которых должна вырабатываться электроэнергия большой (до 10 МВт) мощности для питания ЭРД или малой (20…200 кВт) мощности для нужд космического корабля, а на совмещенном режиме – электроэнергия малой мощности и реактивная тяга. На конкурсе Международного научно-технического центра (МНТЦ) КБХА признано победителем в этом виде работ.
   В последние годы разработчиков ракетных двигателей привлекает использование в качестве горючего сжиженных природных газов, в частности метана, имеющего в паре с кислородом более высокую экономичность, чем в паре с керосином, более низкую (на ~30%) стоимость, содержащегося в природных источниках в больших количествах и обладающего лучшими экологическими качествами, чем керосин (и тем более НДМГ). Начиная с 1995 г., проводится схемно-конструкторская проработка возможности перевода на топливо кислород+метан ряда серийных и проектируемых двигателей в диапазоне тяг от 5 до 240 тс.
   Для подтверждения результатов теоретических исследований в 1998 г. были проведены испытания на топливе кислород+метан демонстрационного ЖРД РД-0110МД, изготовленного на базе серийного двигателя РД-0110. Полученные экспериментальные данные и приобретенный опыт работ с метаном будут использованы при разработке двигателей на экологически чистых компонентах топлива.
   В 1996-1998 гг. КБХА в инициативном порядке проводит ряд расчетно-исследовательских и экспериментальных работ по определению возможности перевода серийных двигателей с компонентов топлива АТ+НДМГ на экологически чистые – жидкий кислород, керосин (РГ-1, Т-1). Исследования проводятся на двигателях-демонстраторах, базовыми для которых являются двигатели РД-0256 и РД-0244. Двигатели-демонстраторы РД-0256Э и РД-0244Э прошли огневые испытания, которые показали, что замена компонентов топлива не только возможна, но и повышает экономические и энергетические характеристики базового двигателя, что послужило основанием для начала работ по двигателю РД-0155.
   В 1997 г. по ТЗ ГКНПЦ им. Хруничева КБХА приступило к разработке кислородно-водородного двигателя РД-0146 для КВРБ перспективных вариантов РН «Протон» и «Ангара». Впервые в России двигатель спроектирован по безгенераторной схеме с обеспечением многократных включений в полете, имеет выдвижной неохлаждаемый сопловой насадок и раздельные ТНА окислителя и горючего. С 2001 г. было проведено более 10 огневых испытаний, которые подтвердили правильность выбранной схемы и соответствие полученных параметров расчетным данным.
   По ТЗ ГКНПЦ им. Хруничева также разрабатывается кислородно-водородный РД-0148, который может использоваться как на КВРБ, так и с незначительными изменениями на третьей ступени РН «Протон». Двигатель спроектирован по схеме с газогенератором, сопло имеет неохлаждаемый насадок. Большинство агрегатов двигателя, в том числе и сопло, заимствованы из двигателя РД-0146.
   В 1999 г. проведено успешное огневое испытание двигателя-демонстратора РД-0244КД на компонентах топлива керосин+кислород, подтвердившее возможность создания на его базе двигателя на экологически чистых компонентах топлива. КБХА совместно с ГП «Красмашзавод» (КМЗ) приступило к работам по созданию однокамерного кислородно-керосинового двигателя РД-0155. При разработке двигателя предусматривается максимально использовать конструкторский и производственно-технологический задел, накопленный в процессе создания РД-0244. В настоящее время разработка двигателя находится на стадии огневых доводочных испытаний.
   В 2000 г. РКК «Энергия», ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» и КБХА принято решение о применении на II ступени РН «Аврора» рулевого двигателя РД-0110Р разработки КБХА. Двигатель разрабатывается на базе серийного ЖРД РД-0110. Большинство агрегатов за исключением подвески, камер, системы подвода компонентов топлива и продувки камер, гелиевых теплообменников и выхлопных сопел заимствовано с базового двигателя. На основании ТЗ «ЦСКБ-Прогресс» выпущен эскизный проект.
   В 2001 г. начата разработка двигателя РД-0154 для III ступени РН «Аврора». Двигатель спроектирован на базе ЖРД РД-0124, основное отличие от базового двигателя – однокамерный вариант с качанием двигателя в карданном подвесе. С целью повышения экономичности двигателя прорабатывается вариант с выдвижным сопловым насадком. Выпущен эскизный проект, начата экспериментальная отработка двигателя.

обновлено 17.07.2002 г.